среда, 23 декабря 2015 г.

Twist and shout

by The Lone Ranger



Надоело ходить в школу? На улице весна, а на носу выпускные экзамены? Самые лучшие на свете родители настолько наивны, что поверят стонам от колик в животе и мокрым ладоням поутру? Родная сестра терпеть тебя не может, но даже с ней можно договориться? Значит, самое время устроить себе небольшой выходной, пускай даже девятый за учебный семестр. И можете не сомневаться — Феррис Бьюллер провернёт это дельце, даже не вставая с постели. По крайней мере, так будут думать всё непосвящённые. А вот любимой девушке и лучшему другу предстоит принять участие в самой незабываемой и дерзкой авантюре, какую только может вообразить себе рядовой балбес из средней школы.

Не самой свежей мыслью будет сказать, что Джону Хьюзу блестяще удавались комедии про американскую молодёжь. Но будет справедливо отметить, что «Выходной день Ферриса Бьюллера» — чрезвычайно умелая, до невозможности вольная и до ужаса смешная импровизация на заданную тему. Хьюз вновь любовно иронизирует над отлично знакомым ему образованием в американских школах и уж на этот раз не оставляет последнему никаких шансов. Архетипичный преподаватель у него старается делать перекличку максимально занудным голосом, а читать лекцию, сколь возможно, без увлечённости. Архетипичные ученики с безвольно свисающими изо рта ручками особенно усиленно сверлят бараньим взглядом доску в сонно-тягучей атмосфере класса. А архетипичный директор, между тем, одержим безжалостной и долгожданной расправой со злостным нарушителем школьных порядков. И автор «Шестнадцати свечей» и «Клуба «Завтрак» явно не прогадал, заменив прежний актёрский состав в лице Молли Рингуолд и Энтони Майкла Холла на не менее харизматичного Бродерика. Именно он явился самой удивительной находкой режиссёра, благодаря которой фильм стал тем, что он есть сейчас.

Его Феррис Бьюллер — настоящая гроза трещащей по швам школьной системы. Вселенная вокруг него построена так, что он — самый обаятельный, изобретательный, везучий и остроумный любимец всего города. Его уважают, ему беспрекословно верят, и приступы неизвестной болезни, сфабрикованные нашим гением, вызовут немедленный отклик — школьные товарищи начнут собирать пожертвования на новую почку, а полицейский участок, весь как один, передавать искренние пожелания о скорейшем выздоровлении. Он идеальный товарищ, идеальный друг, идеальный прогульщик. И специально для него — именно сегодня — любая случайная импровизация, все самые безумные затеи и самые безвыходные ситуации будут непостижимым образом разрешаться как нельзя лучше. Режиссёр не идёт далеко в своих намерениях, ставя перед собой лишь одну задачу: чтобы и нам в этот идеальный день было безумно весело вместе с Феррисом.

Но не стоит думать, что Хьюз делает весь упор на одни только актёрские способности Мэттью. В новом фильме он экспериментирует, как никогда смело, воссоздавая атмосферу своей молодёжной вселенной с помощью забавных деталей и разного рода отсылок. Стоя с утра в элегантном костюме, герой именует себя не иначе как Бьюллер, Феррис Бьюллер. Нет-нет, да и проскочит его шутка о Чужом в желудке, а двое не самых честных автомехаников воспарят в красном феррари над дорогой под грандиозный и освобождающий гимн детища Лукаса. На этот раз его герой не только процитирует Леннона, но и исполнит самый фееричный и взрывной номер под один из его ранних хитов. Соучастниками в его авантюре станут старый друг Кэмерон — типичный деревянный паренёк на вторых ролях, которому Феррис должен помочь побороть угрюмость и вечную неуверенность в себе, и очаровательная во всех отношениях милашка Слоан, без которой картинка приключений была бы неполной и не столь привлекательной. Обещан и ряд комичных эпизодов с Эдом Руни — упомянутым директором-недотёпой, которого ожидает полный провальных неудач штурм домашней крепости Ферриса, сооружённой в духе Кевина Маккалистера (здесь к череде убийственных препятствий припасён ещё и ротвейлер). Но главный плюс и без того уморительной комедии в совершенно уместном разрушении «четвёртой стены». Гений импровизации не только погружает нас в атмосферу своих бесчинств, но и делает соучастниками, подробно излагая ход своих мыслей в свободном монологе перед камерой. Именно этот доверительный эффект между героем и зрителем заставляет проникнуться к Феррису особенно сильной симпатией, всё усиливающейся по мере его простодушной и забавной исповеди о себе, своих друзьях и последних разгульных деньках школьной жизни.

Неудивительно, что с таким ударным набором достоинств «Выходной день Ферриса Бьюллера» стал любимым и однозначно культовым фильмом для огромного числа американцев. Но посмотреть его будет в удовольствие каждому, кто пресытился вконец опошлевшим юмором сегодняшних комедий. Может, и в этом фильме он не особенно оригинален и даже типичен для своего жанра. Но весь фокус как раз в том, что режиссёру легко удаётся заставить нас от души смеяться не самым свежим шуткам. Непонятно, заключается ли тут секрет в монтаже, актёрах, хорошей музыке или ловком переплетении сюжетных ходов. Может, во всём сразу, а ещё в умении подать историю невообразимых приключений так, словно это что-то совершенно реальное и знакомое. Наверное, потому так охотно и верим, что все мы — родом из молодости, сами не раз мечтали бросить опостылевшую учёбу и сбежать гулять с друзьями. И самое время сказать громкие слова, что «Феррис Бьюллер» — апогей творчества режиссёра. Громкие, но отнюдь не пустые, ведь Джону Хьюзу в самом деле удалось рассмешить, а нам — надолго запомнить его не стареющую комедию и юного многообещающего паренька с такой доброй и лукавой улыбкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий